ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИЗМА

Что такое технократизм и технофобия? Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения взаимодействия человека и техники? В процессе великих научных открытий вклад техники в цивилизацию приветствовался технократическая концепция. Когда же стало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники, появился интерес к концепциям контролируемого ее развития технофобия. Она ослабляет способности человека, подчиняет его себе, делает своим придатком, укорачивает жизнь человека. В техническом обществе нет места человеку, его вытесняет техника, заменит все естественное искусственным.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Технологический детерминизм и технофобия Понятие детерминизма Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов.

Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы.

техника, технология, техносфера, технократия, технофобия, научно- технический прогресс, Инженерное мышление и проблема технократизма .

Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, то есть к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования.

Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХХ — начале ХХ в. Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе.

В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в —е гг.

ТЕХНОКРАТИЗМА ТЕОРИИ

Философия науки и техники. Технологический детерминизм и технофобия Теория технократического преобразования общества

Технофобия — страх перед отчужденной техникой, восприятие ее как реальную некоторое обновление техницизма и технократического мышления.

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе.

Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников. Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

ТЕОРИЯ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

Техника должна быть понята: Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов.

Марксистские теории прогресса и технократизм. Технофилия и технофобия. Феномен луддизма. От классической технократической утопии до теорий.

Однако это всё было лишь намёком на технократические идеи, которые проявились только на определенной стадии общественного развития. Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политическое развитие создал А. Приход к власти носителей научного знания рассматривался им как закономерный результат общественного развития. Управление обществом должно строиться на научных, рациональных методах, в результате применения которых, по его мнению, политика станет дополнением к науке о человеке.

Сен-Симона имеют место две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций: Сен-Симона правомерно называть предтечей технократизма и первым его идеологом. Для того чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов. А это произошло лишь во второй половине века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других сферах.

Машинная техника изменила повседневную жизнь человека, технизация все шире распространялась в индустриальном обществе сформировав особую форму культуры которая была названа Ж. Страх перед техническим прогрессом вообще.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и техн

Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Отношение человека к миру техники неоднозначно. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма. Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир — это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи.

Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации:

Концепция технократизма в современной философии. Технофобы, наоборот, считают, что технический прогресс - это путь, ведущий к гибели.

Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Она отразила обозначившееся в начале 20 ст. Технократы в качестве приоритета видят общественный процесс в целом и необходимость устранения порождаемых им противоречий. Представители бизнеса, собственники на первое место ставят частный интерес. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основанного на научно-технических знаниях и информации, не подвластного идеологиям классического типа.

В е 20 в.

Тема 12. Технологический детерминизм и технофобия

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и технократия код для вставки на сайт или в блог Ширина:

Технократизм, технофобия, технофилия. Философский аспект в понимании права у современного человека; Экофилософия. Человек и.

Техника и ее роль в истории цивилизаций Ключевые слова: Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Философия техники и ее проблемы. Понятие системы хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Антропологические проблемы современной техники и технологии нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии.

Понятие техники и ее роль в развитии человеческой цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

В мировоззренческом плане глобальные проблемы есть знаковый сигнал того, что человечество может исчезнуть из бытия как таковое, а эта возможность неосуществима без техники. В философии техники в контексте глобальных проблем различимы противоположные методологические установки, основными из которых являются технологический детерминизм и детерминизм социально-антропологический. При анализе этих установок можно выяснить, что они есть теоретическое следствие принятия исследователями либо метафоры мира в качестве механизма техническое мировоззрение , либо мира в качестве живого организованного целого органицистское мировоззрение.

Особое внимание следует уделить первой из них, поскольку именно её социальные проявления провоцируют сами глобальные проблемы. В техническом мировоззрении техницизме на уровне аксиом полагается, что общественный человек есть порождение универсума - мирового механизма; значит, человечество полностью обусловлено таким механизмом, поэтому кризисные явления в отношениях системы человек - общество - природа есть результат незнания или невыполнения законов функционирования этого механизма. Техника же в таком случае встраивается между механизмом мира и человеком в качестве фактора, тотально детерминирующего человеческую жизнедеятельность, т.

Теория технократического преобразования общества . Технофобия зародилась рождения техники, и связано это было с возможностью.

Каковы исторические истоки современного естествознания? На протяжении многих тысячелетий люди пользовались стихийно-практическими знаниями, полученными в ходе повседневной деятельности. Накапливались астрономические, математические, химические, металлургические и другие знания, связанные с нуждами практической деятельности. Но теоретического знания еще не было, эмпирическое научное знание длительное время накапливалось в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.

Теоретическое знание возникло в процессе преодоления мифологии путем объяснения явлений из их собственной сущности, а не произволом фантастических существ мифологии. Практически обоснованное эмпирическое знание, породившее сомнение в сущности мифов, и привело к научно-теоретическому знанию, первой формой которого явилась древнегреческая натурфилософия в. Впоследствии от антинаучной натурфилософии отпочковались отдельные теоретические науки и сама философия в собственном смысле слова.

Этот процесс растянулся на века. В Средневековье наука находилась в полной зависимости от богословия и схоластики.